Реализация программы содействия сохранению здоровья учащихся

                        сайт Гимназии №6

Реализация программы содействия сохранению здоровья учащихся

 

 

 Реализация программы по содействию сохранения здоровья учащихся гимназии№6.

 

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Число детей, не готовых к систематическому обучению, увеличилось в пять раз по сравнению с 70 - 80-ми годами. Показатели, характеризующие  физическую активность у современных подростков на 20-25 % ниже, чем у сверстников 80 - 90-х годов. Распространенность функциональных отклонений среди юношей 15 – 17 лет увеличилась на 89%, среди их сверстниц  - на 51,6 %. Эти данные прозвучали с трибуны Всероссийского съезда школ, содействующих укреплению здоровья. Съезд проводился с целью обсуждения проблем сохранения и укрепления здоровья на различных этапах обучения, создания в общеобразовательных учреждениях  здоровьесберегающей образовательной среды, профилактики социально значимых заболеваний, воспитания безопасного поведения обучающихся, воспитанников.

         Сегодня педагогические работники школ своей приоритетной задачей поставили внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, развитие физической культуры учащихся, объединение усилий школы, бизнес-общества, общественных организаций и семьи по формированию поведенческих навыков здорового образа жизни.

         Известно, что образ жизни, стиль, как и характер, закладывается в детстве. Способность к здоровью нуждается в своем формировании и развитии так же, как и другие способности человека. Валеологическое обследование нужно начинать с детства, и оно, как любой другой вид образования, должно быть непрерывным и охватывать все звенья образовательного процесса – от детского сада до вузов всех профилей. Проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все ее аспекты только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников  убедительно показывает, что по мере обучения растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Печальную роль здесь играют педагогические факторы: увеличение учебной нагрузки, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие методик возрастным особенностям детей. Сегодня педагогические коллективы школ, реализующих республиканскую программу «Образование и здоровье школьников РТ», становятся активными пропагандистами здорового образа жизни, акцентируя внимание на факторах, формирующих здоровье:

-       гигиена труда и отдыха;

-       рациональное и здоровое питание;

-       оптимальный двигательный  режим;

-       личная гигиена;

-       профилактика инфекционных заболеваний;

-       психогигиена и формирование психического здоровья.

Очевидно, что в работе школы по формированию у учащихся поведенческих навыков здорового образа жизни должна быть системность, начиная с вопросов организации рационального питания и медицинского обслуживания, направленного на профилактику различных заболеваний, и заканчивая комплексом мероприятий по развитию разнообразных форм массовой двигательной активности и спорта высших достижений.

Сегодня перед нами стоит задача заложить основу здорового будущего поколения и найти пути решения существующих проблем:

·        выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение медицинских работников, психологов, родителей;

·        внедрить современные методы мониторинга здоровья, разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации в школе для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии;

·        разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков;

·        сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой;

·        повысить квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

·        вовлечь как можно больше учащихся в дополнительные занятия физической культурой и спортом.

Совместная деятельность гимназии с кафедрой сангигиены КГМУ, кафедрой психологии КСЮИ, лабораторией валеологии ИРО РТ позволило, прежде всего, повысить уровень компетентности учителей предметников, классных руководителей и родителей в вопросах содержания и методики обучения и воспитания учащихся по сохранению здоровья.

Научно-методическим советом определены основные принципы концепции валеологического образования учащихся гимназии№6

1.     Ориентация на здоровый образ жизни. Организация валеологического образования в процессе обучения школьным дисциплинам с учётом возрастной социальной ситуации развития.

2.     Личностно-смысловое общение учителя с учениками. Развитие хороших межличностных отношений в школьном сообществе (здоровый микроклимат).

3.     Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

4.     Единство валеологического образования с общекультурным процессом. Культура здоровья – важная часть общечеловеческой культуры.

5.     Медицинский и социально-психологический мониторинг.

6.     Обеспечение безопасной и здоровой среды при организации питания, оборудования помещений, спортивных и игровых площадок.

7.     Организация медицинской службы, содействующей осуществлению Программы по сохранению здоровья и пропаганды здорового образа жизни.

8.     Преемственность и последовательность учебных и воспитательных программ в области здоровья.

Прогнозируемый результат:

  • Обеспечение грамотного подхода со стороны педагогов и родителей к гигиеническому обучению и воспитанию школьников.

  • Умение учащихся и педагогов корректировать свой образ жизни, понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

  • Улучшение показателей физической подготовленности и здоровья учащихся.

  • Уменьшение факторов риска.

  • Снижение уровня заболеваний невротического характера.

  • Уменьшение количества пропущенных дней по болезни простудного характера.

Общее руководство реализацией программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни осуществляет директор, который является председателем научно-методического совета. Научно- методический совет координирует деятельность творческих групп в соответствии с целями и задачами валеологического образования через заместителя директора по УВР, курирующего данный вопрос.

Научными руководителями являются

 Аболин Л.М. – доктор психологических наук, профессор;

Валеева Э.Р. – доктор медицинских наук, КГМУ.

 

Совместная деятельность гимназии с кафедрой гигиены КГМУ, кафедрой психологии КГУ, лабораторией валеологии ИРО РТ позволила, прежде всего, повысить уровень компетентности учителей-предметников, классных руководителей и родителей в вопросах содержания и методики обучения и воспитания учащихся по сохранению здоровья. 35% педагогов повысили свою квалификацию в области здоровья. Учителя физкультуры (их 3) имеют высшую квалификационную категорию. В календарно-тематических планах педагогов естественного цикла, а также в планах воспитательной работы классных руководителей прописаны темы и мероприятия по формированию здорового образа жизни.

Технология коммуникативно-развивающего и личностно-ориентированного обучения, театральные методики предотвращают появление у ребёнка комплексов, учат находить выход из казалось бы безнадёжной ситуации.

         Здоровьесберегающие технологии нашли свое отражение в разработанных педагогами гимназии авторских программах «Береги здоровье с молоду», «Школа здоровья», «Арт-терапия  средствами искусства», в социальных проектах «Культура здоровой жизни», «Гигиеническое обучение и воспитание в школе»; в социальных проектах «Защити меня», «Профилактика детской агрессивности». Внедрена и реализуется программа профилактики наркомании и употребления психоактивных веществ.  Все эти программы и проекты разработаны на основе глубокого анализа результатов диагностики детских заболеваний, проблем социального характера, психодиагностики и направлены на создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья и формирование особого уклада школьной жизни с пользой для здоровья каждого ее «обитателя».

Основными направлениями нашей деятельности являются:

1.     Обеспечение материально-технического и санитарно-гигиенического благополучия в гимназии.

2.     Введение в учебно-воспитательный процесс физкультуры малой интенсивности, дыхательной и зрительной гимнастики.

3.     Образование в области здоровья, которое представляет собой последовательную, спланированную школьную программу на весь курс обучения, ориентированную на физические, умственные, эмоциональные, социальные аспекты здоровья.

4.     Физическое воспитание, развитие двигательной активности через расширение сферы образовательных услуг.

5.     Пропаганда здорового образа жизни через деятельность школьного театра здоровья учащихся и педагогов.

6.     Повышение качества медицинского обслуживания учащихся.

7.     Деятельность психолого-педагогической службы.

8.     Создание условий для формирования и развития физической культуры педагогов.

9.     Мониторинг состояния здоровья школьников.

10. Совместная деятельность педагогов, родителей и общественности по реализации программы «Образование и здоровье школьников РТ».

Первое достигается как за счет бюджетного финансирования, так и на дополнительные средства, полученные от попечителей, спонсоров и внебюджетной деятельности гимназии. Ежегодно мы участвуем в грантовых проектах,  позволяющих в значительной мере улучшить оснащенность учебных кабинетов, укрепить материальную базу спортивных залов, оборудовать спортивные площадки.

 Физическая культура понимается как педагогический процесс  телесного и интеллектуального воспитания школьников. Она имеет большое общественно-социальное значение и направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности.

В пяти спортивных залах гимназии школьники имеют возможность заниматься различными видами спорта. Многие, популярные сегодня среди молодежи, виды спорта, такие как шейпинг, аэробика, пилатес,  не требуют приобретения дополнительного оборудования. Занятия проводятся педагогами гимназии, прошедшими курсовую переподготовку. В спортивных залах гимназии работают секции от центра внешкольной работы, детских юношеских спортивных школ, центра детского творчества «Олимп». Практически все учащиеся гимназии (88%) вовлечены в тот или иной вид внеурочной деятельности, более 60% - на базе гимназии в системе дополнительного образования.

Учитывая специфику раздельного обучения, мы стремимся к формированию у школьников интереса к мужским и женским видам спорта. Для мальчиков, кроме программных видов спорта, проводятся занятия по бодибилдингу, для девочек по ритмике и художественной гимнастике.  Основой сотрудничества гимназии со школой художественной гимнастики «Приволжанка» послужил тот факт, что наши выпускницы, победители всероссийских и международных чемпионатов, вернулись к нам уже в качестве тренеров. На базе гимназии были открыты два класса «Приволжанки», успешно сочетающих сегодня учебную деятельность с занятиями гимнастикой.

На протяжении долгих лет в гимназии сохраняются традиции шахматной школы. Среди выпускников международный гроссмейстер Тимофеев Артем, гроссмейстеры Исаевский Антон и Аскаров Марат, 4 мастера спорта. В 2007 и 2008 годах наши ребята стали чемпионами мира. Для сегодняшних учеников они – живая легенда и пример для подражания.

При поддержке главы администрации Приволжского района Р.К. Каримова в гимназии создан и обеспечен необходимым оборудованием  шахматный класс, где наряду с индивидуальными занятиями проводится шахматный всеобуч для учащихся первых классов.

Физкультурно-спортивная деятельность, активные занятия физическими упражнениями и спортом, спортивные соревнования заключают в себе огромные возможности для реализации всех гуманистических ценностей. С февраля 2009 года в гимназии проводится физзарядка до начала уроков, обязательны физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для осанки. Особенно высок гуманистический, социально-культурный потенциал, так называемого «спорта для всех», т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих целью укрепление здоровья, отдых, общение (это, прежде всего, спортивные состязания, праздники, дни здоровья). Отрадно, что все чаще мы видим на спортивных площадках рядом с детьми их родителей. Этот факт требует особого внимания с нашей стороны: поддержать инициативу семейного спорта, предоставить условия для проведения подобных праздников, организовать встречи спортсменов разных поколений, - это может стать началом новых форм работы с привлечением педагогов-ветеранов. В перспективе представляется возможным создание семейных клубов, тем более что элементы такой формы работы уже практикуются на уровне деятельности классных руководителей. Наличие рядом с гимназией лыжной базы и хоккейной коробки позволяет проводить нам праздники микрорайона в зимнее время. Школа была и остается центром культурно-спортивной жизни социума. Мы предоставляем возможность заниматься на наших площадках не только выпускникам гимназии, но и жителям микрорайона. 38% педагогов гимназии активно занимаются спортом: шейпинг, пилатес, аэрорбика, волейбол.

В гимназии ведется большая работа и в другом направлении, где на первом месте стоят высокие достижения, рекорды, победы в спортивных соревнованиях. Это – работа с детьми, одаренными в двигательной сфере. Спорт высших достижений обладает огромными воспитательными возможностями: ставит юного спортсмена в ситуации, требующие максимального проявления как физических, так и духовных сил, проверяет силу воли, интеллект, творческие способности, нравственность. Это сфера самореализации и самоутверждения личности, и здесь слово за руководителями секций и кружков, тренерами юных спортсменов.

Особую роль в пропаганде здорового образа жизни играет школьный театр, неоднократный победитель республиканского конкурса театров здоровья. Среди характеристик воспитания есть такая, которую трудно сформулировать, но все понимают ее как «дух школы». Он определяется стилем отношения детей и взрослых, культурой их общения, общим делом, которым они занимаются. Таким общим делом для детей и педагогов стал театр, вокруг которого сложилась атмосфера доброты, взаимопонимания, заинтересованности и всеобщей увлеченности. С 2001 года в репертуаре школьного театра спектакли о проблемах молодежи, которые можно решить сообща не только на сцене, но и в жизни. Мы не навязываем  детям своей игры,  а отталкиваемся от их собственного понимания роли и театрального действия. Благодаря этому создаются максимальные условия развития творческих способностей детей. В театральном творчестве сочетаются познавательные и эмоциональные процессы. Важно, что наряду с детьми в спектаклях играют педагоги и родители.

Невозможно представить себе работу по сохранению здоровья детей без создания социально-психологических условий в школе, способствующих формированию здорового микроклимата, атмосферы благожелательности, морального комфорта. В гимназии функционирует кабинет социально-психологической службы, который в 2007 году занял в городском конкурсе кабинетов по профилактике наркомании 1 место. Регулярно проводимые тренинги психолога с учащимися гимназии, анализ адаптации детей при поступлении в  1 класс, изучение поведенческого риска, потребности в достижениях личностного самоопределения позволяет выявить состояние и уровень комфортности ученика в школе.

Психологическая служба в гимназии представлена научным руководителем и педагогом-психологом. Целью психологической службы является разработка и реализация психосберегающих технологий. Анкетирование, тестирование, проведение тренингов, консультаций, разработка коррекционных мероприятий, выявление определённых закономерностей явления, тенденции его изменения – вот круг мероприятий, проводимых психологом совместно с классными руководителями, воспитателями и родителями.

Особое внимание – детям с неуравновешенной психикой. Основной акцент в тренинговом процессе делается на изучение возможностей познавательной и коммуникативной сферы индивида. Процесс сложной интегрированной адаптации осуществляется именно этими двумя параллелями. Моделирование новых социальных ролей осуществляется посредством арт-терапии, музейной педагогики. Арт-терапия – это метод психологического лечения посредством художественного творчества. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело бы столь же большие возможности не только для «исцеления» отдельных лиц и их групп. Но и для «социального врачевания». Арт-терапия привлекательна тем, что она использует в основном «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это возможности невербальной коммуникации, возможности трансформирвания энергии негативной в позитивную средствами, позволяющими задействовать те стороны внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. Достижения научной мысли и опыт искусства создают возможности коррекционной работы психолога гимназии совместно с педагогами эстетического цикла (изо, театр, музыка, хореография).

 Психологом гимназии разработаны ряд социальных проектов, которые успешно используются в работе с детьми: «Защити меня», «Профилактика детской агрессивности».

В гимназии имеются  комната психологической разгрузки, кабинет хореографии, актовый зал с современным оснащением, 5 спортивных зала, оснащённых всем необходимым оборудованием.

В тесном контакте с педагогами и родителями осуществляет свою деятельность медицинская служба. В гимназии функционируют четыре медицинских кабинета: кабинет врача, два процедурных, стоматологический. Оборудование кабинетов отвечает всем требованиям и позволяет обслуживать всех учащихся гимназии в соответствии с комплексом  лечебных и профилактических мер. В 2008 году гимназия, став победителем республиканского гранта, получила современное оборудование для медицинского кабинета.

Медработники совместно с педагогическим коллективом гимназии осуществляют контроль за состоянием здоровья учащихся в течение учебного года. Ведётся отслеживание показателей по основным заболеваниям: нарушение осанки, зрения, слуха, заболевания желудочно-кишечного тракта и др., диаграммы таких показателей служат основой дальнейших мероприятий, способствующих сохранению здоровья. Даются рекомендации педагогам, родителям и самому ребёнку.

На базе гимназии кафедрой сангигиены КГМУ проводились исследования по вопросам изучения степени зависимости физического здоровья учащихся от условий труда, учебной нагрузки, экологии микрорайона, используемой учебной литературы и т.п.

В рамках реализации Программы администрацией и профсоюзным комитетом гимназии проводится большая работа по сохранению здоровья педагогов: организованы занятия шейпингом, пилатес, степ-аэробикой; в клубе «DIXI», который расположен в здании гимназии, педагогам предоставляется возможность пройти курс лечебного массажа; нуждающимся выделяются санаторные путёвки.

Благодаря спонсорской помощи Генерального директора ОАО КПАТП №1 Наумова Л.Г.регулярно организуются оздоровительные поездки учащихся и педагогов на природу.

Педагоги гимназии активно участвуют в спортивных состязаниях, организованных профсоюзным комитетом района, где занимают призовые места.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».