Тема Интернет семинара:

 «Формирование ключевых компетенций у учащихся как один из способов социализации личности».

 

 

 

 

 

 

 

Низамиева Венера Баймухаметовна,

заместитель директора по УВР высшей категории

  

Актуальность темы.

 

         По результатам мониторинга эксперимента с 2002 г. по России оказалось, что степень сформированности общеучебных и специфических недостаточно высока. Эти данные были подтверждены международными исследованиями образовательных достижений учащимися PISA  - 2006, которая направлена на определение и оценку способностей школьников применять знания и умения в жизненных ситуациях, на умения принимать нестандартные решения.

         Президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке сформировал 4 стратегии, на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе. Исходя из стратегий Совет Европы определил основные компетенции, которыми должны владеть молодые европейцы. Российская Федерация в свою очередь разработала ключевые компетенции, которые легли в основу обновленного содержания образования. В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности  образовательного учреждения должен стать набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Ключевые компетенции необходимы для успешной социализации личности.

 

Ключевые компетенции в учебно- воспитательном процессе гимназии.

 

         Основным результатом обучения в школе должно стать овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобретение навыков самообразования и конкурентоспособность при поступлении в высшие учебные заведения. Условием осуществления этих целей является компетентность педагогов и компетентностный подход в организации учебно – воспитательного процесса. Переориентируя свою деятельность с формирования ЗУН на формирование компетенций учителя,  предметники очертили круг этих компетенций, а именно:

-       Учебно – познавательные - /готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности/.

-       Информационная - /готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией, искать, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать её, сохранять и передавать её/.

-       Коммуникативная - /знание языков, способов взаимодействия с людьми, работы в группе, умения дискутировать, задавать вопросы, писать письмо, анкету и т.д./.

-       Общекультурная - /осведомленность учащихся об общечеловеческой культуре, традициях, об основах социальных, семейных отношений и. т.д./.

-       Социально-трудовая - /овладение знаниями и опытом в вопросах экономики и права, профессиональном самоопределении/.

 

Задачи и пути формирования компетенций.

 

                  Проблема не может быть успешно решена средствами одного какого – либо учебного предмета или усилиями одной группы учителей. Необходимо использовать комплексную программу, охватывающую все аспекты образования учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения от начальной школы до стратегией. Необходимо обеспечивать координацию деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность на разных ступенях образования.

         Чтобы успешно достичь поставленных целей,  необходимо сынтегрировать знания и научить учащихся универсальным умениям:

-       Научить защищать и отстаивать свои интересы и права.

-       Научить строить планы и проекты.

-       Научить использовать язык, символы, тексты, знания, факты, информацию.

-       Научить критическому, аналитическому мышлению.

-       Научить строить взаимоотношения в социально неоднородных группах людей.

-       Научить сотрудничать и разрешать конфликты.

Учителя – предметники видят свою задачу в усилении прикладного, практического характера обучения. Они  не только носители знаний, а прежде всего мотиваторы проявления самостоятельности и инициативы учащихся. Они создают «развивающую среду». На эту идею работают и применяемые учителями технологии:  проектная, проблемного обучения, информационно – коммуникативная, личностно – ориентированная.

 

Практическая часть семинара:

 

         Фрагменты интегрированных уроков и предметных знаний. Проявление умений учащихся решать проблемы, принимать решения, извлекать информацию анализировать, делать выводы и т.д.

 

Тема фрагмента урока

Предметные знания

Компетенции

Технологии

Класс

Учителя

1.

Урок-презентация учебных проектов «Египетские каникулы»

 

Английский язык, география (история, обществознание, искусство, экономика, культурология)

Коммуникативные,

учебно-познавательные, социально-трудовые

 

Проектная деятельность,

Личностно-ориентированный подход

7А класс

Юрасова А.Ф., учитель географии 1 кв.кат

Яковлева И.В., учитель англ.яз 2 кв.кат

2.

Интегрированный учебно-воспитательный урок."Социализация воспитания личности. Семейные традиции как способ формирования личности".

 Обществознание, культурология.

Коммуникативные, интерактивные, общеультурные, исследовательские

Технология проблемного  обучения 

 8в в класс

 Зелепукина Л. Г., учитель  истории и обществознания высшей кв.кат., Шамсутдинова Р. А. , учитель учитель татарского языка 1 кв.кат

3.

Интегрированный урок английского языка и ИКТ

 

 Английский язык, информитика, география, психология, страноведение.

 Коммуникативные, исследовательские, общекультурные, кросс-компетенции.

 Технология проблемного обучения

 11а класс

 Резникова Е.В.,

учитель английского языка высшей категории

Пискарева Г. Н., учитель инфарматики первой квалификационной категории 

4

Интеграция  в процессе обучения литературе в среднем звене.

 

 Музыка, живопись, литература.

 Литературоведческие,

исследовательские,

коммуникативные,

 информационные.

Технология исследовательской деятельности,

Информационно-коммуникативная технология,

Коммуникативно-развивающая технология.

 6а класс

 Ахметзянова Р.Р., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

     

«Комментарии»

«Оценка уровня владения учащихся ключевыми компетенциями».

     Оценка освоенности теми или иными компетенциями осуществляются по результатам решения проблемных задач учащихся и по процессу подготовки учащихся к принятию решений. Решение проблем должно иметь место в содержании и программах всех учебных дисциплин. Потому  в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основной для обучения, эффективным условием профессиональной деятельности, важной как для общественной, так  и личной жизни.

 

    Учителя географии: "Проектная деятельность учащихся, которая широко используется во всех школьных предметах, способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности. Он ориентирован на достижения целей самих учащихся и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество  умений, навыков, и поэтому он эффективен, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим".

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».